]> Обзор проекта изменений в ГК РФ

Обзор проекта изменений в ГК РФ

Звоните: +7 (953) 150-15-30. Широкий спектр услуг по юридическому и бухгалтерскому обслуживанию, регистрация форм собственности по всем регионам России

Краткий обзор изменений в ГК, касающихся юридических лиц.

         1. Согласно Проекту ГК РФ все коммерческие и некоммерческие юридические лица подразделяются на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Корпорации – это юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), а унитарные организации – это   юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

         2. Для некоммерческих юридических лиц отныне устанавливается закрытый перечень организационно-правовых форм, предусмотренных  Гражданским кодексом РФ. В настоящее время в российском законодательстве действует значительное количество федеральных законов, предусматривающих различные виды некоммерческих юридических лиц. В Проекте ГК РФ предлагается существенно сократить количество организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, ввести единое и централизованное регулирование и установить строгий перечень правовых форм, в которых могут учреждаться эти юридические лица.

Итак, к некоммерческим юридическим лицам отнесены:

-        потребительские кооперативы, в том числе товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

-        общественные организации, в том числе политические партии, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;

-        ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

-        общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;

-        государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

-        религиозные организации.

        3.  Из числа возможных форм коммерческих юридических лиц было исключено общество с дополнительной ответственностью. Также упраздняется понятие закрытого и открытого акционерного общества. Вместо этого будут существовать публичные и непубличные акционерные общества.

       4. В качестве учредительных документов юридического лица остается лишь устав, типовые формы которого будут разрабатываться уполномоченными органами в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

        5. Также была дополнена норма о специальной правоспособности юридических лиц, которые смогут заниматься особыми видами деятельности не только на основании лицензии, но и в результате получения членства в саморегулируемых организациях.

        6. Проект ГК РФ предусматривает, что все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, а само юридическое лицо не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на обстоятельства, не отраженные в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо возмещает убытки третьим лицам, вызванные непредставлением, несвоевременным представлением или представлением недостоверных данных в ЕГРЮЛ. Уполномоченный орган обязан проверять достоверность данных о юридическом лице, представляемых для внесения в реестр, и в установленных законом случаях уведомлять заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и регистрации изменений в иных данных о нем в реестре. Заинтересованные лица в свою очередь могут направлять свои возражения относительно предстоящих изменений в реестр. Представляется, что эта норма может быть удобным инструментом правовой защиты против корпоративных захватов, осуществляемых с помощью представления в реестр подложных документов.

        7. Проектом устанавливается обязанность лиц, которые в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочены выступать от его имени, действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Так же и члены коллегиальных органов юридического лица должны действовать добросовестно и разумно в интересах этих юридических лиц. В случае нарушения этой обязанности указанные лица будут нести ответственность перед юридическим лицом - возместить причиненные по их вине убытки. В настоящее время аналогичные нормы имеются в специализированном законодательстве об отдельных видах юридических лиц, но на практике их применение не получило широкого распространения в силу сложности доказывания неразумности и недобросовестности. В Проекте также указывается, что устранить и ограничить такую ответственность соглашением нельзя, его условия будут считаться ничтожными.

        8. Размер уставного капитала коммерческих юридических лиц был оставлен на прежнем минимальном уровне - 10 000 руб. Однако минимальный размер уставного капитала акционерного общества составляет   100 000 руб.

        9. Проект ГК также планируется дополнить новыми видами реорганизации комплексного характера, в частности, предлагается включить совмещенную реорганизацию, которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ. Из абсолютных нововведений следует отметить возможность реорганизации одновременно более двух юридических лиц, в том числе и в различной организационно-правовой форме. Ранее законодательство не предусматривало такой возможности. В Проекте ГК РФ установлен запрет на преобразование коммерческого юридического лица в некоммерческое и наоборот. Ограничения были предусмотрены для унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций). Иные ограничения этого правила могут быть установлены федеральными законами. Следует отметить, что Проект ГК РФ предусматривает специальное регулирование последствий признания реорганизации недействительной и несостоявшейся (ст. 60.1 и 60.2 ГК РФ в редакции Проекта). Ранее законодательство не имело специальных норм о регулировании правоотношений, складывающихся в таких ситуациях.

        10. Вводится новое регулирование ликвидации юридического лица. В частности, составлен перечень оснований для ликвидации в судебном порядке:

- признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях;

- осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

         11. Еще одним нововведением является установление единого регулирования юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица. В Проекте ГК РФ установлено, что наличие аффилированности признается:

1) между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем, определяемым по признакам, предусмотренным ст. 53.3 ГК РФ в редакции Проекта, за исключением лиц, находящихся под общим контролем публично-правовых образований;

2) между физическим лицом и его супругом, их родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, дедушками и бабушками, внуками, племянниками и племянницами, дядями и тетями;

3) между юридическим лицом и лицами, выполняющими функции органа управления или членов коллегиального органа управления данного юридического лица, а также лицами, признаваемыми аффилированными с ними в соответствии со вторым основанием аффилированности;

4) между юридическим лицом и имеющим возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов участников данного юридического лица лицом, а также его аффилированными лицами;

5) между юридическими лицами, в которых функции органа управления и (или) большинства членов коллегиального органа управления выполняют одни и те же лица и (или) их аффилированные лица;

6) между юридическими лицами, в которых одно и то же лицо имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов участников каждого из этих юридических лиц либо одного из них, являясь при этом контролирующим по отношению к другому. При этом не считаются аффилированными по данному основанию юридические лица, участником которых с соответствующей долей участия является публично-правовое образование;

7) между юридическими лицами, в одном из которых лицо и (или) его аффилированные лица выполняет функции органа управления, а в другом имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов участников данного юридического лица, либо является контролирующим лицом;

8) между хозяйственным товариществом и полным товарищем.

Предусмотрена также возможность признания судом аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие перечисленных оснований, в случае, если будет доказано, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий.

В Проекте ГК РФ указано, что лицо, контролирующее юридическое лицо, получает такой статус, если оно прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) такого юридического лица.

Устанавливается, что лицо считается контролирующим юридическое лицо, в частности, в следующих случаях:

- в силу прямого или косвенного преобладающего участия в его уставном капитале;

- на основании договора;

- в силу возможности давать обязательные для такого юридического лица указания;

-в силу возможности определять избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (управляющей организации или управляющего) и (или) более половины состава коллегиального органа управления такого юридического лица.

Лица, которые имеют возможность препятствовать принятию решений органом юридического лица, не могут считаться контролирующими лицами.

Контролирующее лицо может нести солидарную ответственность по долгам подконтрольных лиц, если причиненные убытки вызваны действиями или бездействием подконтрольного лица, отвечающими следующим признакам:

- такие действия совершены или бездействие допущено во исполнение указаний контролирующего лица;

- совершение действий направлено на ограничение ответственности контролирующего лица, которую оно понесло бы, если бы действия были совершены самим контролирующим лицом, и при этом такими действиями причинен вред другому лицу;

- контролирующее лицо было обязано предотвратить причинение вреда другому лицу при совершении действий подконтрольным лицом, однако не сделало этого.

Подконтрольное лицо или его участники вправе требовать возмещения контролирующим лицом убытков, причиненных такому лицу.

Солидарно с контролирующим лицом несут ответственность лица, через которых данное лицо осуществляет контроль, а также лица, совместно с которыми данное лицо осуществляет контроль.

Тем самым в законодательстве фактически закреплена доктрина "проникновения под вуаль" юридического лица, контролирующие органы которого теперь не смогут во всех случаях причинения вреда (в том числе нарушения обязательств перед кредиторами) ссылаться на независимость и автономность действий юридических лиц.

 

 

 

 

Воспользуйтесь услугами нашей компании позвонив по телефону +7 (953) 150-15-30 или отправьте заявку на наши услуги. Отправить заявку